Российские и советские актёры

0-9 А Б В Б Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Главное меню -------------
Главная
Новости
Актеры
Форум
Поиск
Карта сайта
Авторизация --------------
Помоги сайту --------------
Помоги проекту
Последние новости ------
Последние добавления -
Экспорт новостей ---------
Социальные сети ---------

Читать Rusakters.ru в Твиттере
------Популярные сегодня
Дубравин Прохор (Емашов Виталий)
Дубравин Прохор (Емашов Виталий)
Игнатова Марина (Беляева Мария)
Игнатова Марина (Беляева Мария)
Карташёва Ирина
Карташёва Ирина
-------------- Кто на сайте?

Нет посетителей в онлайн
------------------ Счетчики
 

Фатеева Наталья

Основной раздел
 

Автор KOV, Включено 19-11-2008 22:26

Просмотры : 13527    

Одобрение : 526

Теги : производственную», доброжелатели», киноискусства", Гостелерадиофонда, Гребенщикова , переворотов», Карамазофф», демократического, короткометражный, Демократический, многоплановость, нормализовалось, профессионально, радиопостановок, Деренталь , Художественное, военнослужащим, использовавшие, кинорежиссером, многочисленным, отечественного, первостатейные, поддерживающих, пренебрежением, промышленности,


Фатеева Наталья

Фатеева Наталья Николаевна – народная артистка РСФСР (1980), советская и российская актриса театра и кино, родилась 23 декабря 1934 года в Харькове. Ее мама, Фатеева Екатерина Васильевна, работала в легкой промышленности - директором ателье мод, а отец - Фатеев Николай Демьянович был военнослужащим.

Хотя в семье Фатеевых никто и никогда профессионально с искусством связан не был, многие родственники были людьми артистичными и музыкальными. Наталья тоже от природы была наделена и слухом, и голосом и с ранних лет мечтала о карьере актрисы. С учебой особых проблем у Натальи не было, а вот в школьный драматический кружок ее не взяли из-за слишком высокого роста.

Видя склонность дочери к музыке, родители отдали ее в музыкальную школу, но, по словам самой Натальи, ей не повезло с педагогами. Зато в спорте юная Фатеева достигла немалых успехов. Ее без труда приняли в секцию легкой атлетики на стадионе «Динамо», и вскоре она стала чемпионкой города по прыжкам в высоту, в длину и даже по толканию ядра. И все же в душе у разносторонне способной девочки теплилась лишь одна мечта - сцена.

В 1952 году Наталья Фатеева вопреки воле родителей и отговорам друзей решила поступать в Харьковский театральный институт. Это ей удалось с первого же захода: у нее одной из всех абитуриентов по всем экзаменам были отличные оценки. Первоначально все у Натальи складывалось замечательно. За отличную учебу она стала получать именную стипендию. Вскоре ее, как одну из самых красивых и талантливых студенток, пригласили работать диктором на местное телевидение. И тут нашлись завистники, которые не смогли пройти мимо успехов начинающей актрисы. Что произошло дальше, точно не известно, но Фатееву отчислили из института.

Наталья не пала духом и отправилась в Москву и поступила во ВГИК. 1956 год принес Наталье Фатеевой удачу: она дебютировала на Киностудии имени Довженко, сыграв Таню Оленину в фильме «Есть такой парень». В том же году ее познакомили с Сергеем Герасимовым, который взял молодую актрису во ВГИК в свою мастерскую, причем зачислили ее сразу на 4-й курс, чего не случалось за всю историю института.

Тогда же Наталья Фатеева познакомилась с начинающим режиссером Владимиром Басовым. В 1957 году он пригласил ее на одну из ролей в свою картину «Случай на шахте восемь», а спустя некоторое время они поженились. В период учебы она снялась также в фильмах «Капитан "Старой черепахи"» и «Дело "пестрых"».

По окончании в 1958 году ВГИКа актриса проработала год в Театре-студии киноактера, после чего ее пригласили в Театр имени Ермоловой. Там она сыграла главные роли в спектаклях «Два упрямца» Назыма Хикмета с В. Якутом и «Три товарища» Э.М. Ремарка с В. Андреевым.

Произошли изменения и в личной жизни актрисы. В 1959 году у Натальи родился сын, которого назвали в честь отца Владимиром, однако это не удержало брак Фатеевой и Басова от распада.

Тем временем режиссеры обратили внимание на молодую актрису, посыпались предложения. Правда, приглашали Фатееву в традиционные советские фильмы, как принято говорить - репертуарные, отличавшиеся общим средним уровнем. Красотой и талантом Натальи Фатеевой режиссеры попросту прикрывали слабость драматургии. Актриса все это прекрасно понимала, но вынуждена была сниматься.

Загруженность Натальи Фатеевой в кино и необходимость воспитания сына привели к невозможности работы в театре Ермоловой, и в 1961 году актриса вновь вернулась в Театр-студию киноактера, где впоследствии проработала много лет.

Всенародная слава пришла к Наталье Фатеевой в 1963 году после выхода комедии «Три плюс два». Пригласил ее на роль укротительницы Зои сам режиссер - Генрих Оганесян. Большая часть съемок велась в Крыму, кое-что снимали в Риге, а сцены в цирке - в Ленинграде. Именно там Фатеевой довелось сняться с настоящим тигром, которого дрессировал Вальтер Запашный. Во время съемок фильма между Натальей Фатеевой и Андреем Мироновым вспыхнул роман. После выхода фильма все его герои стали мгновенно популярны. Особенно полюбились зрителям две красавицы, две Наташи – Фатеева и Кустинская. Всем казалось, что подружки по фильму, они являются подругами и в жизни. На самом деле некоторое время они поддерживали дружеские отношения, но продолжалось это недолго. Причиной стал мужчина.

Наталья Фатеева никогда не испытывала недостатка внимания мужчин. В середине 60-х, когда фильмы с ее участием выходили один за другим: она была особенно популярна. Отказывая многочисленным поклонникам, актриса внезапно увлеклась сама. Ее избранником стал летчик-космонавт, 30-летний Борис Егоров. С ним Фатеева познакомилась случайно на вечеринке у подруги. Красивый, умный, настоящий герой того времени, он сразу же вскружил голову Наталье. То, что Егоров уже был женат, не стало для нее преградой. Вскоре Борис развелся и женился на Фатеевой, а в 1969 году у них родилась дочка, которую назвали Наташей.

Второй брак оказался таким же непрочным, как и первый. Супруги оказались совершенно разными людьми, чужими друг другу. Первую трещину брак дал в 1969 году, когда актриса уехала в Румынию на съемки музыкального фильма «Песни моря», где снималась в главной роли вместе с популярным румынским певцом Даном Спатару. Нашлись «доброжелатели», которые сообщили Егорову об их романе. Отношения становились все более холодными. Фатеева решила на очередное празднование Нового Года пригласить Наталью Кустинскую с ее мужем Олегом. Тогда Борис Егоров впервые обратил внимание на Наталью Кустинскую, но совершенно не подал виду. А спустя полгода он признался ей в любви. Их вторые половины были тогда в отъезде. Порвав со своими семьями, Кустинская и Егоров начали совместную жизнь, прожив вместе два десятка лет. Наталья Фатеева не простила этого своей разлучнице. В один миг они стали самыми злейшими врагами. И эта вражда растянулась на десятилетия.

В конце 60-х в кино начала утверждаться новая эстетика, в центре которой стоял обычный человек. Наталья Фатеева, Алла Ларионова, Изольда Извицкая и другие первостатейные красавицы еще продолжали блистать на экранах, но их вытесняли новые лица. Режиссеры, еще вчера использовавшие красоту актрисы, теперь порой относились к ее редкой внешности даже с пренебрежением, и ей постоянно приходилось доказывать, что она не только красива, но еще и что-то собой представляет как актриса . И это у нее получалось. Фатеева, не будучи в числе самых популярных, всегда оставалась заметной, неординарной, самобытной актрисой, имеющей своих постоянных поклонников.

В 70-е годы творческая биография Фатеевой пополнилась новыми ролями, однако ни одна из них не принесла ей достаточного удовлетворения. В каждой своей роли актрисе удавалось сыграть убедительно, создать полнокровный характер, обнажить душевное состояние персонажа, как это сделала она, например, в популярном телесериале «Место встречи изменить нельзя». С годами проявилась еще одна грань таланта актрисы - ее многоплановость. Фатеева доказала, что может сыграть в комедии, в мелодраме, в фильме на «производственную» тему, в мюзикле, в исторической картине, и даже в детективе. Она играла учительниц и экономисток, инженеров и спортсменок, колхозниц и княгинь…

Много и успешно Наталья Фатеева занималась дубляжом иностранных картин. Их в ее биографии более двухсот. Ее голосом говорили Софи Лорен, Леа Массари, Беата Тышкевич, Невена Коканова, Барбара Брыльска и многие другие. Кроме того, она приглашалась в жюри Высшей лиги КВН.

В советское время Наталья Фатеева никогда не заявляла о своих политических пристрастиях. Она казалась совершенно аполитичной. На самом же деле, поездив по миру, актриса воочию убедилась в лживости существующей системы. Советский строй она откровенно презирала и воспитала в этом духе сына. Когда началась перестройка, Наталья Фатеева оказалась в первых рядах общественных деятелей, активно поддерживающих преобразования в стране, ратовавших за новую жизнь в свободной России. Подлинным гражданским поступком стало ее обличительное заявление в адрес В.В. Жириновского и ЛДПР во время празднования так называемого «нового политического года» в Кремле в декабре 1993 года.

Личная жизнь актрисы так и не сложилась: она еще два раза выходила замуж, и оба раза неудачно. Одно время не очень благополучно складывались отношения Фатеевой с обоими детьми, но со временем все нормализовалось. Сын Владимир снялся в нескольких картинах и стал кинорежиссером. Дочь Наташа трижды поступала в институт, хотела стать журналистом, но все три раза проваливалась на экзаменах. В конце концов, она устроилась работать в инофирму, живет с мамой.

В 1991 году Фатеева снялась сразу в четырех картинах. Наиболее удачной была роль Актрисы в исторической драме Рустама Хамдамова «Анна Карамазофф». После этого она, как и многие ее коллеги-артисты, не желающие сниматься в «чернухе», была выброшена из кино. За последующие десять лет Фатеева снялась лишь в нескольких фильмах, среди которых: комедия Владимира Грамматикова «Осенние соблазны», семейная драма Марины Крымовой «Никто не хотел уезжать», историческая драма Рубена Мурадяна «Дорога на край жизни» и другие. Одна из заметных работ актрисы - роль жены Меньшикова в историческом сериале Светланы Дружинной «Тайны дворцовых переворотов».

В первом десятилетии нового века Наталья Фатеева снялась еще в нескольких картинах.

Главной отличительной особенностью Натальи Фатеевой всегда была ее красота. И сегодня, несмотря на годы, она выглядит великолепно.

 

Биография подготовлена по материалам www.rusactors.ru

 

Театральные работы:

Театр-студия киноактёра:

Мадам де Реналь - «Красное и чёрное» Стендаля

Театр имени Ермоловой:

Даша - «Два упрямца» Назыма Хикмета с В. Якутом

Патриция - «Три товарища» Э.М. Ремарка с В. Андреевым

«Арт центр»:

София - антреприза во французской пьесе «Сюрпризы семейного уик-энда» Ж. Пуаре с А. Кузнецовым, И. Ясуловичем и В. Малявиной (середина 90-х )

Независимый театральный проект на сцене Театрального центра на Cтрастном:

Клер Ланн - «Любовь к английской мяте» по произведениям Маргерит Дюрас (реж.-пос. Владимир Агеев, 2003-2004)

Записи радиопостановок в собрании Гостелерадиофонда:

«Джамиля»

«Хочу верить»

«Конец сказки» (60-е годы)

Художественное чтение глав из книги Г. Николаевой «Битва в пути» (1975)

 

Награды и звания:

Заслуженная артистка РСФСР (1965).

Народная артистка РСФСР (1980).

Медаль "Защитнику свободной России" (1996).

Приз Веры Холодной в номинации "Самая грациозная" (2000).

Орден Почёта (2000).

Награда общественного признания - медаль Св. Александра Невского "За труды ради Отечества" (2005).

Специальный приз Губернатора Амурской области за вклад в киноискусство на КФ "Амурская осень" в Благовещенске (2009).

Национальная кинематографическая премии "Ника" за 2013 год в номинации «лучшая женская роль второго плана» (2013, за роль в картине «Летящие по ветру листья»).

 

Фильмография:

Есть такой парень (1956) роль: Таня Оленина

Капитан "Старой черепахи" (1956) роль: Катя

Случай на шахте восемь (1957) роль: Алла Краева, жена Владимира, дочь начальника шахты

Жизнь прошла мимо (1958) роль: жена морского офицера, попутчика Акулы в поезде

Дело "Пёстрых" (1958) роль: Лена, подруга следователя Коршунова, студентка театрального вуза

Убить человека (короткометражный) (1960) главная роль: мисс Сетлиф

Битва в пути (1961) главная роль: Тина Карамыш, инженер-технолог

Наш общий друг (1961) главная роль: Лиза Горловая, телятница

Три плюс два (1963) главная роль: Зоя, дрессировщица львов и тигров

Палата (1964) роль: Тамара, жена Терёхина

Я - "Береза" (1964) главная роль: Елена, советская разведчица, "Берёза"

Эстрадная фантазия (1964) роль: Лена

Дети Дон-Кихота (1965) роль: Марина Николаевна, директор кинотеатра "Аэлита"

Здравствуй, это я (1965) роль: Люся   

Исход (Монголия, СССР) (1967) главная роль: Варя Фёдорова

День ангела (1968) роль: Симона Валери, певица

Песни моря | Cintecele marii (СССР, Румыния) (1970) главная роль: Нина Денисова, музыкальный рецензент из Москвы

Эксперимент (1970) роль: Валентина Николаевна, парикмахер, сестра Лидии Николаевны

Джентльмены удачи (1971) роль: Людмила, дочь Мальцева

"Тигры" на льду (1971) роль: Тамара Вадимовна, учительница литературы

Дикий капитан (1971) роль: любовница

Летние сны (1972) главная роль: Павлина Фёдоровна Казанец, председатель колхоза

Табачный капитан (1972) главная роль: Любовь Карпиевна Смурова

Москва - Кассиопея (1973) роль: Антонина Алексеевна, мать Паши

Куда вы спешите? (короткометражный) (1973)

Ответная мера (1974) роль: Нина Васильевна Павлова

Отроки во вселенной (1974) роль: Антонина Алексеевна, мать Паши

Обретёшь в бою (1975) главная роль: Алла Гребенщикова      

Бенефис Ларисы Голубкиной (телеспектакль) (1975) роль: миссис Хиггинс

Тайна горного подземелья (1975) роль: мама Марата

Обычный месяц (1976) главная роль: Татьяна Григорьевна Алёхина

Судьба барабанщика (1976) роль: Валентина, мачеха 

Розыгрыш (1976) роль: Калерия Георгиевна, завуч

Встреча на далеком меридиане (1977) роль: Анни Робинсон, американская переводчица, работающая в Москве, 2-я серия

Сумка инкассатора (1977) роль: Ксения Николаевна Ковалёва, администратор гостиницы "Космос"

Всё решает мгновение (1978) роль: Елена Павловна Рыжова, тренер

Право первой подписи (1978) роль: Бетси Стайн, журналистка

Отец Сергий (1978) эпизод

Соль земли (1978) главная роль: Марина Матвеевна Строгова

Антарктическая повесть (1979)роль: киноактриса, 2-я серия

Железные игры (1979) роль: Марина Назаровна, мать тяжелоатлета Кроля

Место встречи изменить нельзя (1979) роль: Ирина (Ингрид Карловна) Соболевская, актриса, знакомая Ларисы Груздевой

Расследование (1980) роль: Галина Петровна Резникова, сожительница Воробьёва, работница "Трансагентства", организатор преступления

Синдикат 2 (1980) роль: Любовь Ефимовна Деренталь  

Личная жизнь директора (1981) роль: Люся, бывшая жена Игоря

Под одним небом | Under One Sky | Под едно небе (Болгария, СССР) (1981) роль: Ирина Ивановна

С вечера до полудня (1981) роль: Алла, жена Кима

По законам военного времени (1982) роль: Елена Григорьевна, мать Лёли

Проездом (телеспектакль) (1982) главная роль: Анна Вячеславовна 

Из жизни начальника уголовного розыска (1983) роль: Татьяна Георгиевна, классный руководитель Коли Слепнёва

Анна Павлова | Anna Pavlova (СССР, Великобритания, ГДР, Куба, Франция) (1983) роль: Матильда Кшесинская

Люди и дельфины (1983-1984) роль: Евгения Григорьевна Старостина, доктор биологии   

Прежде, чем расстаться (1984) главная роль: Лариса Андреевна

Хроника одного лета (1984) роль: Нина Васильевна, председатель совета Районного Агропромышленного Объединения (РАПО)

Сон в руку, или Чемодан (1985) роль: Невинная, мать Любочки       

Время летать (1987) роль: встречающая

Человек с бульвара Капуцинов (1987) роль: Скво, жена вождя

Корабль (1988) роль: Нора

Закон (1989) роль: Телешева, старая большевичка, гражданская жена Пиотровского

Испанская актриса для русского министра | Mi ministro ruso (СССР, Испания) (1990) роль: Наташа Фатеева, "звезда"

Анна Карамазофф (1991) роль: актриса

Жена для метрдотеля (1991) роль: мать Даши

Между воскресеньем и субботой (1991)

Настоящий мужчина (короткометражный) (1991) роль: Наталья Николаевна, тренер

Шкура (1991) роль: Клава, жена Куропатова

Тайна (1992) роль: Элен Штеммер, жена Гарри Штеммера

Осенние соблазны (1993) главная роль: Наташа, жена

Никто не хотел уезжать (короткометражный) (1994)

Дорога на край жизни (1995) главная роль

Крестоносец (1995) роль: актриса

Бродвей нашей юности (документальный) (1996)

Страницы театральной пародии (1996) роль: жена губернатора, зрительница, фильмы «Гастроль Рычалова» (1-й), «Вампука - принцесса Африканская» (4-й), «Театр купца Епишкина» (5-й)

День полнолуния (1998) роль: обходчица

Умирать легко (1999) эпизод

Рыцарский роман (2000) роль: мать Бригитты

Тайны дворцовых переворотов. Россия, век XVIII-ый (2000-2011) роль: Дарья Меншикова,  фильмы «Завещание императора» (1-й), «Я - император» (3-й), «Падение Голиафа» (4-й)

Кавалеры морской звезды (2003) роль: Джейн, жена Миронова

Три плюс два. Море, любовь, кино (документальный) (2006)

Королёв (2007) главная роль: Мария Николаевна, мать Сергея Королева

Чизкейк (2008) роль: мать Михаила 

Москва, я люблю тебя! (киноальманах) (2010) роль: пожилая дама, новелла «В центре ГУМа у фонтана»

Летящие по ветру листья (Беларусь, Россия) (2013) роль: Надежда, учётчица в лагере

Наталья Кустинская. Королева разбитых сердец (документальный) (2013)

Три плюс два. Версия курортного романа (документальный) (2014)

 

Озвучивание:

Учитель из Виджевано | Teacher from Vigevano, The | Il maestro di Vigevano (Италия) (1963) роль: Ада (роль Клэр Блум)

Лисы Аляски | Alaska Foxes | Alaskafüchse (ГДР) (1964) роль: Бренда Рид (роль Фредерике Ауст)

Встреча со шпионом | Rendes-Vous with a Spy | Spotkanie ze szpiegiem (Польша) (1964) роль: Мария Полинская

Рукопись, найденная в Сарагосе | Rekopis znaleziony w Saragossie (Польша) (1965) роль: Эмина роль (Иги Цембжиньськой)

Сыновья человека с каменным сердцем | Men and Banners | A köszívü ember fiai (Венгрия) (1965)

Пепел | The Ashes | Popioły (Польша) (1965) роль: Эльжбета Гинтултувна (роль Беаты Тышкевич)

Тени над Нотр-Дам | Schatten über Notre Dame (ГДР) роль: Мадлен Лябисс (роль Ангелики Домрёза)

Операция "Святой Януарий" | Operazione San Gennaro (Италия, Франция, ФРГ) (1966) роль: Мэгги (роль Зенты Бергер)

Почему ты молчишь? (1966) роль: Джамиля (роль Рены Салимовой)

Фараон | Pharaoh | Faraon (Польша) (1966) роль Барбары Брыльски

Марыся и Наполеон | Marysia i Napoleon (Польша) (1966) роль: Мария Валевская (роль Беаты  Тышкевич)

Десница великого мастера (1969,1970) роль: Шорена (роль Лали Бадурашвили)

Необычный день (1971) роль: Ирина (роль Валентины Аслановой)

Наковальня или молот | Наковалня или чук (Болгария, ГДР, СССР) (1972) роль: Эвелин (роль Сильвии Рангеловой)

Секрет великого рассказчика | Tajemství velikeho vypravece (Чехословакия) (1972)

Горький урок (1973)

Мой ласковый и нежный зверь (1978) роль Амалии Розмерицы

Тегеран-43 (1980) роль: Франсуаз (роль Клод Жад)

Личная жизнь Деда Мороза (1982) роль: жена Роберта (роль М. Мартинсоне)

Грядущему веку (1985) роль: Элеонора (роль Гражины Байкштите)

 

 


Обновлён : 17-07-2017 20:38

Комментарии автора Комментарии пользователей Цитировать эту статью на сайте Одобрение Напечатать Послать по электронной почте Похожие статьи Читать дальше

Самойлов Евгений

Основной раздел
 

Автор KOV, Включено 19-11-2008 20:04

Просмотры : 13243    

Одобрение : 479

Теги : электротехнический, Аристократы», Кречинского», Председательукома, Современник», жизнеутверждающие, самоотверженность, Александринского, Отечеством», Перебежчик», заинтересованный, индивидуальности, короткометражный, Александринском, Белоцерковского, Государственной, Иоаннович», экзаменационной, Амальгама , Горького», Грозного», Ленинградского, Петрарки», Принципиальный, жизнерадостное,


Самойлов Евгений

Самойлов Евгений Валерианович – народный артист СССР (1974), советский и российский актер театра и кино, родился 16 апреля 1912 года в Петербурге в семье потомственного рабочего. Отец - Валериан Саввич мальчиком пришел на Путиловский завод и прошел путь от чернорабочего до мастера пушечного цеха, а мать - Анна Павловна вела домашнее хозяйство. Родители Самойлова погибли от голода в блокадном Ленинграде: отец похоронен в Братской могиле рабочих Путиловского завода.

Благодаря родителям у Самойлова были счастливое детство и юность. Принципиальный, но не строгий отец, добрая, ласковая мама, светлый ангел-хранитель дружного семейства, в котором духовные интересы ценились выше материального достатка. Организатором и душой их общего досуга был Валериан Саввич, человек разнообразных увлечений: книголюб, театрал, художник-любитель. Именно отец привил сыну любовь к литературе и искусству. Повзрослев, Евгений чаще всего бывал в Александринском и Большом драматическом театрах. Но самым большим увлечением юности была живопись. Свободное время Евгений проводил в залах Эрмитажа и Русского музея, мечтая поступить в Академию художеств.

Приятель, мечтавший о театре, уговорил его «за компанию» пойти на прослушивание в частную художественную студию Н.Н. Ходотова на Литейном. К своему изумлению, Самойлов увидел в списках принятых свою фамилию, а не друга. Будучи еще учеником, в 1928 году он стал заниматься по вечерам в студии на актерском отделении. Преподавателями были актеры Александринского и Мариинского театров, а уроки мастерства вел Николай Николаевич Ходотов.

В 1929 году Евгений окончил среднюю школу и после закрытия студии продолжил актерское образование в Ленинградском художественном политехникуме, завершив обучение в 1930 году. С этого времени началась театральная деятельность Самойлова:
1930-1934 - актер Ленинградского Театра актерского мастерства под руководством Л. Вивьена;
1934-1938 - актер театра им. В.Э. Мейерхольда;
1940-1967 - актер театра Революции (ныне - Московский театр им. Вл. Маяковского);
1968-2006 - актер Малого театра.

С разрешения В.Э. Мейрехольда Евгений Самойлов в 1934 году начал сниматься в лирической комедии «Случайная встреча» у режиссера И.А. Савченко. В первом экранном образе Гриши Рыбина (1936) стали очевидны удивительное обаяние и жизнерадостное мироощущение артиста. В фильме «Том Сойер» режиссера Л. Френкеля он проявил талант характерного актера, создав образы братьев-близнецов адвоката и доктора Робинзонов. В 1937 году на Киевской киностудии шли съемки фильма «Щорс», но режиссер А.П. Довженко упорно искал «своего» Щорса. Режиссер нашел артиста красивого и серьезного, в глазах которого он ощутил благородный ум и высокие чувства. Самойлов вновь обрел учителя, наставника в кино, гениального режиссера романтического направления, поэта и философа, великого по своим нравственным убеждениям человека - Александра Петровича Довженко.

Евгений Самойлов стремительно ворвался в кинематограф, завоевав зрительскую любовь и общественное признание. Его стали приглашать видные режиссеры. В 1940 году актер снялся у Г.Л. Рошаля в роли Кирилла Ждаркина («В поисках радости»), у Г.А. Александрова в роли инженера Лебедева («Светлый путь»).

В музыкально-поэтическом фильме «В шесть часов вечера после войны» (1944) актер исполнил роль лейтенанта Кудряшова. Съемочная группа работала на высоком подъеме в радостном предчувствии грядущей победы. А в начале 1945 года на экраны вышла комедия «Сердца четырех» режиссера К.К. Юдина, снятая еще до войны, в 1941 году. Герой Самойлова - лейтенант Колчин, мужественный, серьезный и ослепительно красивый, воспринимался зрителями военного времени как победитель.

Светлые, гармоничные, жизнеутверждающие образы, созданные артистом в комедиях 1940-х годов, вселяли оптимизм и надежду, укрепляли веру в добро, любовь и дружбу. Зрители влюблялись в героев Самойлова, и так же горячо они любили и их создателя, вознеся своего кумира на киноолимп: к нему пришла слава.

Кинематограф открыл притягательную силу творческой индивидуальности Самойлова, присущее ему неотразимое обаяние положительного героя. Артиста всегда привлекали открытые, внутренне чистые характеры. Большинство его экранных героев принадлежало к воинскому сословию разных эпох, и артисту удалось передать их героическую самоотверженность и патриотизм, благородство, доблесть и верность офицерской чести.

Любимым героем Самойлова стал генерал Скобелев («Герои Шипки», режиссер С.Д. Васильев, 1955). Памяти А.П. Довженко актер посвятил образ полковника Александра Петровича («Зачарованная Десна», режиссер Ю.И. Солнцева, 1964).

С 1984 года Евгений Валерианович неоднократно избирался ректоратом Театрального училища имени М.С. Щепкина на пост председателя Государственной экзаменационной комиссии.

Личная жизнь Е.В. Самойлова сложилась на редкость счастливо. В юности он встретил свою единственную любимую женщину - Зинаиду Ильиничну Левину, и они прожили в любви и дружбе 62 года. Окончив электротехнический институт, супруга Самойлова оставила профессию инженера, посвятив себя заботам о муже и детях. Натура одаренная, она прекрасно играла на рояле, страстно любила искусство театра и, радуясь творческим успехам мужа, как никто другой, знала и понимала, каких физических и духовных затрат требовала актерская профессия. Ее душевными усилиями сберегалась атмосфера дома, в котором было радостно, хорошо и гостеприимно. Редкие свободные часы Самойлов всегда любил проводить в кругу семьи.

Их дети, воспитанные в почитании искусства, унаследовали профессию отца. Татьяна Самойлова - народная артистка России, известная киноактриса. Алексей Самойлов посвятил себя театру: работал в театре «Современник», с 1977 года - артист Малого театра. После смерти Зинаиды Ильиничны сын был самым близким другом и помощником отцу в житейских делах.

После знакомства с С.Т. Коненковым Самойлов, заинтересованный его деревянной скульптурой, увлекся резьбой по дереву, отдавая любимому занятию часы досуга. Он постоянно перечитывал произведения А.П. Чехова - любимого писателя, а любимыми композиторами были П.И. Чайковский и М.П. Мусоргский.

Евгений Валерианович Самойлов ушел из жизни 17 февраля 2006 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище столицы.

 

Биография подготовлена по материалам www.peoples.ru

 

Театральные работы:

Ленинградский театр актёрского мастерства (1930-1934):

Кривой Зуб, Актёр, Васька Пепел - «На дне» М. Горького

Председатель укома - «Шторм» В. Билль-Белоцерковского

Театр имени В.Э. Мейерхольда (ТИМ) (1934-1938):

Пётр - «Лес» А.Н. Островского

Эрнани - «Эрнани» В. Гюго

Чацкий - «Горе от ума» А.С. Грибоедова

Нелькин - «Свадьба Кречинского» А.В. Сухово-Кобылина

Григорий Отрёпьев - «Борис Годунов» А.С. Пушкина

Театр революции (1940-1967, с 1954 года - Московский театр имени В. Маяковского):

Герман - «Таня» А. Арбузова

Мортимер - «Мария Стюарт» Ф. Шиллера

Алексей - «Сыновья трёх рек» В.М. Гусева

Олег Кошевой - «Молодая гвардия» А.А. Фадеева 

Ладыгин - «Обыкновенный человек» Л. Леонова

Рокоссовский - «Великие дни» Н. Вирты

Ковалёв - «Хлеб наш насущный» Н. Вирты

Гончаров - «Закон чести» А. Штейна

Серго Орджоникидзе - «Путь в грядущее» Марвича

Антип - «Зыковы» М. Горького

Гамлет - «Гамлет» У. Шекспира

Суходолов - «Сонет Петрарки» Н. Погодина

Антон - «Дальняя дорога» А. Арбузова

Анохин - «Время любить» Б. Ласкина

Громов - «Аристократы» Н. Погодина

Платонов - «Океан» А. Штейна

Генерал Бондарев - «Перебежчик» П. Тура

Ясон - «Медея» Еврипида

Малый театр (1968-2006):

Князь Иван Петрович Шуйский - «Царь Фёдор Иоаннович» А.К. Толстого

Захарьин-Юрьев - «Смерть Иоанна Грозного» А.К. Толстого

Игнат Гордеев - «Фома Гордеев» М. Горького

Крутицкий - «Не было ни гроша, да вдруг алтын» А.Н. Островского

Старый лакей Карп - «Лес» А.Н. Островского

Мастаков - «Старик» М. Горького

Ватутин - «Обрыв» И.А. Гончарова

Андреа Дориа - «Заговор Фиеско в Генуе» Ф. Шиллера

Камердинер герцога - «Коварство и любовь» Ф. Шиллера

Учёный Бармин - «Человек и глобус» В. Лаврентьева

Майор Васин - «Русские люди» К.М. Симонова

Заводской мастер Лев Сушкин - «Золотые костры» И. Штока

Рабочий-ветеран Платон Никитич Ангел - «Дикий Ангел» А. Коломийца

Адольф - «Незрелая малина» И. Губача

 

Награды и звания:

Заслуженный артист РСФСР (1947).

Народный артист РСФСР (1954).

Народный артист СССР (1974).

Лауреат Сталинской премии первой степени (1941, за главную роль в фильме «Щорс» и за театральную работу).

Лауреат Сталинской премии второй степени (1946, за роль Павла Кудряшова в фильме «В шесть часов вечера после войны»).  

Лауреат Сталинской премии первой степени (1947, за роль Олега Кошевого в спектакле «Молодая гвардия» А.А. Фадеева).

Лауреат Третьей премии "Московской театральной весны" (1957, за роль Суходолова в спектакле «Сонет Петрарки» по пьесе Н. Погодина).

Лауреат Третьей премии "Московской театральной весны" (1958, за роль Антона в спектакле «Дальняя дорога» по пьесе А. Арбузова).

Лауреат Первой премии "Московской театральной весны" (1973, за роль князя Ивана Петровича Шуйского в спектакле «Царь Фёдор Иоаннович» по роману А.К. Толстого).

Лауреат приза "Серебряная маска" за лучшее исполнение мужской роли (1976, за роль заводского мастера Льва Сушкина в спектакле «Золотые костры» И. Штока).

Лауреат премии "Золотой Орёл" с формулировкой "За беззаветную преданность искусству" (2004).

Кавалер орденов Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, «За заслуги перед Отечеством» III (2002) и IV (1997) степени.

Награждён медалями «За оборону Москвы», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.», «В память 800-летия Москвы», «За освоение целинных земель», «Ветеран труда», «В память 850-летия Москвы»; значком «Отличник культурного шефства над Вооруженными Силами СССР». 

 

Фильмография:

Случайная встреча (1936) главная роль: Григорий Рыбин, инструктор физкультбазы

Том Сойер (1936) роль: доктор Робинзон, адвокат Робинзон, братья-близнецы

В поисках радости (1939) роль: Кирилл Ждаркин, начальник МТС, племянник Никиты Гурьянова

Щорс (1939) главная роль: Николай Александрович Щорс

Светлый путь (1940) роль: Алексей Николаевич Лебедев, инженер

Сердца четырёх (1941) главная роль: Пётр Никитич Колчин, старший лейтенант, командир роты

Цветные киноновеллы (киноальманах) (1941) роль: дон Пабло, новелла «Небо и ад»

Александр Пархоменко (1942) роль: партийный начальник в Москве

Неуловимый Ян (1942) главная роль: Ян Смудек

Машенька (1942) эпизод

Давид Бек (1943) роль: Касьянов

Жена гвардейца (короткометражный) (1943) роль: Пётр Белкин

Он ещё вернётся (1943)

В шесть часов вечера после войны (1944) главная роль: Павел Кудряшов, лейтенант

Адмирал Нахимов (1946) роль: Николай Андреевич Бурунов, лейтенант

Синегория (1946) роль: Амальгама          

Мальчик с окраины (1947) главная роль: Андрей Сергеевич Скворцов, оружейник

Новый дом (1947) главная роль: капитан Иван Вешняк

Суд чести (1948) роль: Николай, учёный, жених Ольги Верейской

Незабываемый 1919 год (1951) роль: Александр Неклюдов

Тарас Шевченко (1951) роль: Николай Александрович Спешнев, участник гражданской войны

Неразлучные друзья (1952) главная роль: Николай Ефанов, отец Глеба

Герои Шипки | Героите на Шипка (СССР, Болгария) (1954) роль: Михаил Дмитриевич Скобелев, генерал

Крушение эмирата (1955) роль: Михаил Васильевич Фрунзе

Неоконченная повесть (1955) роль: Александр Денисович Аганин, специалист-невропатолог

Триста лет тому... (1956) роль: Иван Богун, полковник

К Чёрному морю (1957) главная роль: Хохлов Константин Александрович, преподаватель вуза

Олеко Дундич | Aleksa Dundić (СССР, Югославия) (1958) роль: полковник Бобров

Заре навстречу (1959) роль: Георгий Семёнович Савич

Бессонная ночь (1960) роль: Егор Дмитриевич Кауров, отец Павла

Братья Ершовы (1960)

Люди моей долины (1960) главная роль: Евгений Бурчак

Кольца славы (1962) роль: Васильев        

Живые и мёртвые (1963) роль: командир коммунистического батальона Фрунзенского района Москвы, 2-я серия

Зачарованная Десна (1964) роль: Александр Петрович, полковник

Медея (телеспектакль) (1967) главная роль: Ясон, царь Фессальский

Старый дом (1969) эпизод

Ватерлоо (Италия, СССР) (1969) роль: Пьер Камброн, генерал

Крушение империи (1970) роль: Савва Абрамович Петрушин, инженер

Звёзды не гаснут (1970, 1971) роль: Георгий Васильевич Чичерин

Конкурс продолжается. Иоганн Себастьян Бах (телеспектакль) (1971) роль: Король

Длинная дорога в короткий день (1972) роль: Михаил Петрович

Былое и думы (телеспектакль) (1972) роль: консул, серия «После грозы» (12-я)

Они сражались за Родину (1975) роль: Марченко

Заговор Фиеско в Генуе (телеспектакль) (1980) роль: герцог Дориа

Царь Фёдор Иоаннович (телеспектакль) (1981) роль: князь Иван Петрович Шуйский

Фома Гордеев (телеспектакль) (1983) главная роль: Игнат Гордеев 

Берег его жизни (1984) роль: Семёнов-Тянь-Шанский, 2-я и 3-я серии

Незрелая малина (телеспектакль) (1985) главная роль: Адольф

Борис Годунов | Boris Godunov (СССР, Чехословакия, ГДР, Польша) (1986) роль: Пимен

Каменный цветок (телеспектакль) (1987) роль: Павел Петрович Бажов

Война на западном направлении (Война) (1990) роль: Нил Игнатьевич Романов

Осада Венеции | Caccia alla vedova (СССР, Италия, Франция) (1991) роль: священник,

проводивший обряд венчания Розанны и Стефанелло

Ночь игуаны (телеспектакль) (1991) роль: Джонатан Коффин, дедушка Ханны Джелкс, поэт 97-ми лет

В начале было слово (Россия, Украина) (1992) роль: игумен

Горе от ума (телеспектакль) (2002) роль: князь Тугоуховский

Лес (телеспектакль) (2002) роль: Карп, лакей Гурмыжской

Чтобы помнили... (документальный) (2002) фильм «Иван Любезнов»

Чтобы помнили (документальный) (2002) фильм «Иван Любезнов» (93-й)

Спас под берёзами (2003) роль: Пётр Сергеевич Нефёдов, фильм «Трамвайный отец» (6-й)

 

Озвучивание:

Георгий Саакадзе (1942, 1943) роль: царь Луарсаб

Давид-бек (1943) роль: Мелик-Мансур (роль Фрунзика Довлатяна)

В шесть часов вечера после войны (1944) вокал: исполнение вместе с И. Любезновым песни о Москве

 


Обновлён : 08-08-2017 16:43

Комментарии автора Комментарии пользователей Цитировать эту статью на сайте Одобрение Напечатать Послать по электронной почте Похожие статьи Читать дальше
    571 572 573 574 575 576 577 578 579 580    


Результаты 1738 - 1740 из 2296